Адаптация детей в условиях детского лагеря
Родителей, планирующих отдых своего ребенка в "Евроклубе", часто волнуют вопросы, связанные с трудностями адаптации в рамках новых условий.
Действительно, дети по-разному реагируют на такие объективные изменения как разлука с семьей, смена привычной обстановки, режима дня, питания, общение с вожатыми и новыми ребятами, принятие новых правил и т.д. Причем, как показывает практика, детям обычно на привыкание к лагерю требуется 2-3 дня, но иногда период адаптации может длиться до 7 дней. За этот период ребенок присматривается к новым ребятам, привыкает к новому темпу и ритму деятельности, он завоевывает свое место в детском коллективе, налаживает отношения с окружающими.
Известно, что на легкость вхождения ребенка в новую для него среду может повлиять способность быстро налаживать межличностные отношения, тип нервной системы, особенности темперамента и характера. Так же психологи условиями успешной психологической адаптации к новой среде называют адекватную самооценку, уверенность в себе, принадлежность к группе популярных сверстников, наличие высокой мотивации пребывания в лагере, ощущение эмоционального благополучия, гармоничность отношений в семье и, наконец, отсутствие невротических проявлений психического нездоровья.
Основное содержание деятельности "Евроклуба" строится, исходя из плана логически выстроенной системы мероприятий, учитывающих психовозрастные особенности личности, специфику ее адаптации к новым условиям, ее интересы и потребности, специфику группового взаимодействия. Но в некоторых случаях тревожные, застенчивые, домашние, малоактивные и неконтактные дети имеют сложности в адаптации, они боятся первыми вступать в общение, не стремятся идти на контакт с другими ребятами, начинают настойчиво звонить родителям и говорить, что им скучно. Таких детей сложнее привлечь к мероприятиям и завоевать их доверие. Быстрое наступление эмоциональной усталости у таких детей проявляется в «детском» поведении: плаче, капризам, желании телесного контакта с родителями и в стремлении изолироваться от детского коллектива. У подростков сложности в адаптации могут проявиться в агрессивном настаивании на своих правах, игнорировании замечаний вожатых и правил клуба. По нашим наблюдениям, в большинстве случаев, спустя несколько дней такой ребенок привыкает к новым условиям и коллективу, он перестает жаловаться, успокаивается, а в конце сессии уже не хочет покидать Клуб.
Для того чтобы адаптационный период прошел легче, ребенка необходимо заранее подготовить к поездке в детский лагерь. Родители, ознакомившись на сайте с мероприятием Евроклуба и расписанием дня, могут рассказать о них ребенку, чтобы заинтересовать его в событиях и играх лагеря, сформировать умалыша желание поехать в лагерь. Так же родителям важно научить ребенка самостоятельно заправлять постель, наводить порядок в своих вещах, привить навыки гигиены, чтобы в лагере ребенок чувствовал себя достаточно самостоятельным. Если, по вашим наблюдениям, ребенок трудно вливается в новый коллектив, то можно организовать поездку в лагерь вместе с друзьями, во многих случаях это сильно ускоряет процесс адаптации. Чтобы ребенку не чувствовал себя одиноко, можно дать ему с собой любимую игрушку, книгу, фотографию семьи, то есть те предметы или вещи, которые будут придавать ему большую уверенность и ощущение защищенности в новом месте.
Общаться с ребенком по телефону лучше не больше одного раза в день и желательно в тихий час, так как в утренние и вечерние часы он вовлечен в активные мероприятия клуба и у него больше возможностей быстрее влиться в общую деятельность. Навещать ребенка желательно ближе к середине сессии, в установленный родительский день, когда к большинству ребят тоже приезжают родители. В ситуации, когда ребенок жалуется на какие-то возникшие проблемы в общении со сверстниками, необходимо предложить конструктивные способы их решения, настроить ребенка на положительный исход событий и обязательно посоветовать обратиться к своему вожатому. Нужно ориентироваться на то, что пребывание в детском лагере является хорошим условием для развития самостоятельности ребенка. В случаях сложной адаптации Лорд или Леди (вожатые) сами звонят родителям и информируют о существующих проблемах, советуются с родителями. Так же директор корпуса, в котором находится ребенок, ответит на все интересующие родителей вопросы, связанные с пребыванием ребенка в "Евроклубе" и особенностями его адаптации.
Многолетний опыт работы Евроклуба убеждает в том, что применение личностно-ориентированных педагогических форм и методов деятельности способствует преодолению пассивности и «зажатости» детей, в итоге ребенок обучается способности свободно самовыражаться, различным формам общения, умению предотвращать и разрешать конфликты, сотрудничеству, что, несомненно, влияет на успех его дальнейшего самоопределения.